Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Проблема «мозг/разум» (часть 4: особенности сознания, не поддающиеся материалистическому объяснению)

Говоря о тех характеристиках сознания, которые противятся материалистической редукции, в первую очередь следует указать на квалия, субъектность, интенциональность и единство смысла.
О квалия мы уже говорили ранее: это чувственные восприятия. Если вспомнить, что ещё патриарх эмпиристов Джон Локк заявил, что все физические объекты состоят из частиц, которые сами по себе лишены вкуса, цвета и запаха, то можно понять, что чисто физикалистское объяснение сознания сталкивается с трудностями при объяснении феномена квалия. Уже упоминавшийся «аргумент о зомби» ставит под сомнение способность физикализма в полноте объяснить наблюдаемые феномены. Кроме того, наш язык вообще (и язык физики в частности) приспособлен для выражения общих феноменов, наблюдаемых всеми. Но квалия характерны именно тем, что это частные, личные восприятия, они всегда переживаются как «мои» переживания. Именно та их сторона, что это не просто чувства, а именно «мои» чувства, не подлежит полной трансляции и формулированию «от третьего лица», то есть не может быть выражена языком науки. Отсюда мы можем перейти к проблеме субъектности сознания.
Философы сознания, акцентирующие субъектность, указывают на то, что мыслящий субъект всегда воспринимает мир «от первого лица», и его сознание всегда является сознанием того, кто испытывает некий опыт, «моим сознанием». В то же время научный метод исключает элемент субъективности и говорит о природных фактах, независимых от мыслящего сознания. Сам по себе научный метод, как можно отсюда видеть, исключает возможность объяснения сознания. Объяснение сознания научным методом неизбежно будет игнорировать сам феномен, который нужно объяснить.
Термин «интенциональность» происходит от латинского “intendere”, означающего «указывать на что-то», «стремиться к чему-то». Интенциональность — концепт, введённый Францем Брентано — это способность разума концентрировать внимание на чём-то. Направленность на объект — нечто, отсутствующее в словаре физикализма, это свойство сознания. Более того, для сознания эта направленность выражена всегда в форме какого-либо аспекта физической реальности. Например, говоря о Рональде Рейгане, человек может иметь в виду голливудского актёра, сыгравшего Джорджа Кастера в фильме «Дорога на Санта-Фе», либо сорокового президента США, а может быть даже (кто знает?) подразумевать мужа Нэнси Рейган. Это один и тот же объект, но в разных аспектах. Подчеркнём суть аргумента: сознание всегда направлено не просто на физическую реальность, а именно на один из её аспектов.
Следующий аргумент против материализма относится к единству смысла. Человек мыслит смысловыми единицами (к примеру, словами). Пространство всегда заполнено чем-то, но кто населяет его именно отдельными объектами, имеющими форму, цвет, текстуру, и так далее? Для того, чтобы отделить друг от друга два разных феномена, явления, объекта — нужно сознание. С помощь разделения своего опыта на смысловые единицы человек познаёт мир, но само разделение не достигается инструментарием науки, здесь вступает в силу творческая и организующая свой опыт роль сознания как такового.
Tags: философия сознания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments