Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Карл Ясперс о противоречивости отношения Ницше к христианству

«Христианские истоки Ницше — во всепоглощающем его стремлении увидеть мировую историю в целом и постичь ее смысл. Но христианское содержание этого стремления утрачено для него с самого начала, ибо с самого начала мировая история для него — не выражение Божества; она целиком предоставлена самой себе. Точно так же отсутствует христианское начало и в одной их краеугольных идей христианства, также ставшей главной идеей Ницше, — в идее человеческой греховности, ибо этот человек не имеет больше никакого отношения к Богу. Лишается своего основания и безусловное стремление к истине, ибо оно держалось на том, что истины требовал Бог. Вот почему Ницше всякий раз отрекался от того, что сам же с такой страстностью утверждал: от единства мировой истории, от представления о греховности — «неудачности» — человека, от самой истины; мысль его без конца кидает из крайности в крайность… Мысль Ницше есть постоянное саморазрушение, ибо ни одна истина не может сохранить в ней устойчивости, и в конце ее всегда обнаруживается Ничто; однако воля Ницше направлена в прямо противоположную сторону — против нигилизма: она ищет в пустом пространстве чего-то позитивного.»
...
Действительно, можно согласиться с Ясперсом в том, что в творчестве Ницше философская мысль постоянно отвергает и опровергает сама себя, в ней нет и не может быть никакого синтеза. Каждая работа Ницше полна перформативных противоречий, и тот же Ясперс указывает, что сам Ницше не мог перечитывать свои работы, они его раздражали. Понятно, почему: потому, что читатель это не автор, он не находится в том же эмоциональном состоянии. 
Tags: Ницше, Ясперс, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments