Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Causae in fieri et causae in esse


Неоднократно в последнее время в процессе обсуждения различных философских проблем возникала ситуация, когда мой собеседник стремился ограничить дискурс пределами эмпирической, естественнонаучной области. У теологии и философии уже примерно с XIII века нет никаких проблем с тем, чтобы признать законную автономию физики, но проблема есть с тем, что физика всё более считает себя единственным осмысленным дискурсом. В связи с этим хотелось бы напомнить, что у философии (той её части, которая еще не превратилась в идеологию сциентизма) есть осознание многообразия причиности. Те причины, которые в аристотелевской традиции назывались "движущими" или "эффективными", относятся к эмпирике и являются частными дискретными причинами (causae in fieri, "причины становления"). Но есть также область онтологии, где размышление идёт о причинах самого бытия и о его возможности — causae in esse. Здесь инструментарий, пригодный для дискретных причин, перестаёт работать, и есть множество важнейших для человека вопросов, на которые эмпирическая наука не может дать ответа.
Tags: метафизика, теология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments