Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Лонерган о демифологизации

В отношении Лонергана к демифологизации (см. статью “Doctrinal Pluralism” в Collected Works, vol. 17, pp. 102–104) важно различение им корректной демифологизации и ошибочной. Корректная демифологизация это та, которая успешнее достигает поставленной цели — правильного определения собственного конститутивного смысла текста. В своём кратком историческом обзоре типов демифологизации Лонерган насчитывает 6 её различных вариантов: дофилософская реинтерпретация мифа, философская демифологизация, богословская демифологизация, затем научная, герменевтическая и пост-схоластическая. Этот исторический процесс постепеного совершенствования и уточнения инструментов демифологизации показывает прогресс в приближении к пониманию собственного смысла текста.
Негативная в глазах многих богословов репутация термина «демифологизация» связана прежде всего с тем, что её часто отождествляют с бультмановской её интерпретацией. Отрицание Рудольфом Бультманом важности проблем историчности Писания обусловлено тем позитивистским представлением об истории, которое было у него и Карла Барта, и которое стало плодом тенденций философии XIX века, детерминистски представлявших историю как замкнутое поле причинно взаимосвязанных событий. Барт и Бультман оказались неспособны подвергнуть критике это модное в те годы, хотя и ошибочное, понимание истории, а результатом этого стало, в частности, отрицание Бультманом какого-либо нравственного или религиозного значения за историчностью событий, описываемых в Библии.
Если же считать, что не имеет никакого значения, происходили ли фактически описанные события, а важно только нравственное и религиозное обращение слушателя, то очевидно, что такая богословская позиция будет подталкивать к неаккуратной демифологизации, стремящейся избавиться вообще от какой-либо фактичности. Каков спрос, таково и предложение. Но к демифологизации можно подходить иначе, включая, как пишет Лонерган, не только нравственное и религиозное, но и интеллектуальное обращение, и подвергая тем самым критике свои собственные философские предпосылки. 
Tags: Лонерган, демифологизация, история, теология, философия, экзегетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments