Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

От модерна к постмодерну: философско-теоретический поворот

Мысль модерна искала знания точного и универсального; знание она понимала как «силу», с помощью которой можно подчинить себе природу. Просвещение предложило инструменты для этого — критическую рациональность и научный метод. Эти же методы были затем распространены модерном на науки о человеке, а затем и на теологию. Философы постмодерна, многие из которых были французами, разочарованными итогами 1968-го года, обратили свои усилия против «просвещенческого проекта», надеявшегося освободить человека при помощи «универсальной рациональности», опиравшейся на современную технологию, науку и универсальную справедливость. Эти философы отвергли все постулаты модерна: о том, что человеческий разум универсален, о том, что индивид автономен и способен трансцендировать за пределы  своего места в истории, и о том, что универсальные принципы объективны, в отличие от субъективных предпочтений.
... Некоторые спрашивают, не является ли постмодерн просто паразитом на теле модерна: ведь он имеет смысл лишь постольку, поскольку восстаёт против модерна? Другие говорят, что это наоборот, «последний модерн», то есть модерн, уже вошедший в стадию агонии. А некоторые думают, что постмодерн являет принципиально новые формы опыта и мысли. Ванхузер считает, что, хотя во второй половине ХХ века многие тезисы модерна пошатнулись, но его парадигмы рано считать полностью опровергнутыми. Он думает, что сейчас мы живём в период «между» модерном и постмодерном, когда противоборствующие силы ещё ведут яростное сражение.
Tags: vanhoozer, культура, постмодернизм, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments