Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Консерватизм как причина революций

Лонерган в своей статье «Моральная теология и науки о человеке», размышляя о теории Томаса Куна относительно смены научных парадигм, отметил, что, несмотря на то, что нередко новая научная парадигма лучше описывает данные наблюдений, она всё же встречает упорное сопротивление со стороны научного мира. Большинство учёных смотрят назад в прошлое, и держатся за старую парадигму, препятствуя принятию новой. Однако напряжение не пропадает, старая парадигма содержит слишком много противоречий, и в какой-то момент возникает ситуация «научной революции», когда старая парадигма, несмотря на поддержку, уже не может удержаться. Таким образом, получается, что революционный характер смены парадигм определяется консерватизмом большинства. Эта мысль Лонергана показалась мне интересной: консерватор по своему менталитету является противником революций, но по фактической роли в истории именно он провоцирует революцию, препятствуя, насколько у него хватает сил, внедрению новых парадигм.
Мне кажется, что данная закономерность может наблюдаться не только в мире точных наук, но также в гуманитарных науках, к примеру, в теологии. То, что можно было бы осуществить без потрясений и крайностей, происходит в ажиотаже борьбы и с эксцессами именно по причине упорного сопротивления тех, кто держится за безнадёжные на данном этапе истории парадигмы. Да и к социальным революциям это тоже имеет отношение. Замедление реформ и отказ от эволюции провоцируют революцию. Причём революционер, если разобраться, не является причиной революции: её настоящая причина — это как раз реакционер. 
Tags: Лонерган, культура, наука, теология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments