alexander_konev

Category:

Современная католическая теология о человеке как образе и подобии Бога

В 2004 году Международная Богословская Комиссия издала документ «Человеческая личность, сотворённая по образу Бога», в котором поделилась своими размышлениями о том, как связано это библейское учение с нынешней человеческой ситуацией, а также как оно может нам помочь отвечать на вызовы нашего времени.

Что важнее: образ или концепция?

Латинское слово «Имаго» означает «образ», и является однокоренным со словом «воображение». Воображение очень важно для религиозной жизни, оно подразумевает такой способ восприятия и понимания реальности, который доступен каждому; в отличие от научного или философского мышления, круг людей, использующих воображение, не ограничивается высококвалифицированными специалистами. Важность воображения, образного мышления стала ясна теологам сравнительно недавно: господствовавший в европейской культуре долгое время  рационализм считал «серьёзным подходом» только подход концептуальный, основанный на идеях и тонко продуманных связях между ними. 

Не случайно интерес к теме человека как образа Божия возрос после Второго Ватиканского Собора. В предшествующий период эта тема мало рассматривалась философами и богословами Запада. В числе факторов, снижавших интерес к ней, можно назвать теории рационалистического толка, обращавшие интерес в основном к идеям, и пренебрегавшие понятием «образа». Такой конкурент рационализма в европейской культуре, как эмпиризм, также не интересовался этим понятием, поскольку в качестве критерия истины признавал лишь опыт. Помимо этого, надо упомянуть и влияние таких культурных факторов, как секулярный гуманизм и воздействие средств массовой информации, затруднившее онтологическую рефлексию надо понятием «образа». Не следует забывать и о том, что само западное богословие нередко пренебрегало этим понятием, отталкиваясь от библейского запрета на создание изображений (напр., Исх 20:3–4), и вообще приписывало возникновение темы Imago Dei в Библии эллинистическим влияниям. Опираясь на учение Второго Ватиканского Собора, Международная Богословская Комиссия представила документ, ставящий целью снова утвердить истину о том, что человек сотворён по образу Божию для того, чтобы обрести личное общение с Отцом, Сыном и Святым Духом, а также для того, чтобы осуществлять ответственное управление сотворённым миром. В свете этой истины и мир предстаёт не чем-то пустым и бессмысленным, но местом, созданным для личного общения.

В последнее время бытие человека «образом Бога» всё более понимается в качестве предназначенности человека к общению с Богом-Троицей: Отцом, Сыном и Св. Духом. Эти отношения носят личностный характер, и поэтому «быть образом Бога» означает быть личностью, то есть жить с другими и для других, не замыкаясь в эгоизме, осознавая тайну Другого как то, от чего зависит полнота реализации человека. Весь мир сотворён Богом именно ради этого общения личностей в их разнообразии и единстве. 

Уже Второй Ватиканский Собор в пастырской Конституции о Церкви в современном мире (Gaudium et Spes, 24) говорил, что существует определённого рода аналогия между общением Божественных Лиц внутри Пресвятой Троицы и теми отношениями, которые люди призваны создавать между собою здесь, на земле. 

Библия

Тема Imago Dei является центральной для библейского Откровения (например, Быт 1,26; 5,1–3; 9,6). Она играет ключевую роль для понимания библейской антропологии как Ветхого, так и Нового Заветов. Для Библии Imago Dei — это почти что определение человека. Нельзя в отрыве от тайны Бога понять, что такое человек. Библия говорит, что весь человек сотворён по образу Бога. Это не даёт возможности понимать Imago Dei как лишь одну из способностей человека (например, прямохождение или интеллект) или же одну из его функций (например, управление творением). Библия избегает дуализма, показывая интеллект как лишь одно из измерений человека, наряду с физическим, общественным или историческим измерением.

Библия (Быт 1,27) показывает, что человек не сотворён как отдельный индивидуум. С самого начала человек — существо в отношениях с партнёром противоположного пола. Библия говорит, что человек существует в отношениях с другим человеком, с Богом, с миром и с собой. В отличие от других различий, которые могут иметь место, человек может быть либо мужчиной, либо женщиной: двуполярность его природы является его важнейшей структурной характеристикой, в отличие от возраста, национальности, семейного положения или профессии. Сама структура человека, уже сотворённого в этой бинарности, показывает, что человек — не изолированный индивидуум, а личность — существо по своей сущности определяемое отношениями. Относительный характер самого понятия Imago Dei уже определяет онтологическую структуру человека, равно как и основания для свободы и ответственности.

Антитезис: индивидуализм, атомизирующий «индивида»

Наиболее враждебной к теологии Imago Dei стала концепция, рассматривавшая человека как самодостаточное существо, вне какого-либо отношения к Богу. Отсюда оставался один шаг до идей, предложенных Людвигом Фейербахом, Карлом Марксом и Зигмундом Фрейдом, ставших полной противоположностью библейской антропологии. Для этих мыслителей уже не человек — образ Божий, но Бога они представляли как проекцию человека.

[Ср. с типом отношений, где в «партнёре» ищется соответствие собственным ожиданиям, где «партнёр» рассматривается как «продолжение» себя или даже как средство самореализации].

Мужчина и женщина

В энциклике Familiaris Consortio папа Иоанн Павел II писал, что, будучи «воплощённым духом, то есть душой, выражающая себя через тело, и ин-формированным бессмертным духом телом — во всей своей целостности человек призван к любви и общению». Различие мужчины и женщины является важнейшим элементом для конституирования человеческого существа как образа Бога. С самого начала образ Божий проявился в различии между двумя полами (Быт 1,27; 5,1-2). Это не второстепенный элемент, но сущностный: человек может быть либо мужчиной, либо женщиной. Катехизис КЦ говорит, что сексуальность влияет на все аспекты человеческой личности (2332). «Бинарность» человека, о которой мы упоминали выше, говорит о том, что различие мужского и женского является наиболее фундаментальным среди всех человеческих различий. Причём именно радикальное отличие мужчины от женщины делает их настолько взаимодополняющими: именно встреча с «другим» и непохожим помогает познать себя, и в то же время, дополняя достоинства друг друга, мужчина и женщина могут достичь гармонии. При этом надо помнить, что сексуальность не является неким автономным феноменом внутри человека, но включена в целостность его личности: поэтому не могут быть верными такие реализации сексуальности, которые не направлены на благо личности в целом. 

Воплощение Бога придаёт специфике разделения человеческой природы на мужское и женское ещё большую важность. Бог принял человеческую природу во всей её полноте, став мужчиной (причём в воскресении и вознесении он остался мужчиной). Богородица, взятая в теле на небо, осталась женщиной. Когда ап. Павел в послании к Галатам 3,28 пишет, что во Христе различия исчезают, он имеет в виду то, что никакие человеческие различия не могут воспрепятствовать человеку участвовать в тайне Христа. Церковь не приняла учения Григория Нисского (и некоторых других Отцов Церкви) о том, что после воскресения полового различия не будет. Это различие не ограничивается физическими атрибутами, но затрагивает саму тайну личности. Папа Иоанн Павел II в Familiaris Consortio пишет, что мужчины и женщины имеют равное достоинство. Равенство их реализуется во взаимной самоотдаче, свойственной браку. 

Католическое богословие утверждает, что, хотя союз общения между людьми может проявляться в разных формах, брак представляет собой и подобие любви, сущей внутри Троицы. Объединяя свои тела и души во взаимной самоотдаче, мужчина и женщина создают новый образ Бога. Документ Международной Богословской Комиссии отмечает, что, хотя отношения между людьми многими разными способами могут представлять собой подобие отношений Лиц внутри Троицы, тем не менее, супружеская любовь представляет собой самую возвышенную аналогию этого божественного общения и наиболее совершенным образом уподобляется внутритроической жизни. То, что мужчина и женщина объединяются как телесно, так и духовно, создаёт ситуацию их полной открытости друг для друга, совершенного взаимного дарения самого себя — что и является актуализацией нового imago Dei. Таким образом, телесный союз супругов не является лишь данью биологической необходимости, но он отвечает замыслу Творца о человеке, согласно которому человеческое счастье состоит именно в том, чтобы быть образом Бога. Поэтому вся христианская традиция считает брак одним из путей достижения святости. 

Конечно, грехопадение в значительной мере повредило изначальной гармонии и дружбе между мужчиной и женщиной, наложив свой отпечаток на imago Dei. Однако, образ Бога, искаженный грехом, восстанавливает Христос. Через наше участие в пасхальной тайне мы сообразуемся Христу, и восстанавливаем imago Dei в блаженной причастности тринитарной жизни. Согласно католической традиции, в этом заключается реализация личности. Личность, страдающая от недостатка любви, вызванной грехом, может достичь самореализации только через благодать Бога в Иисусе Христе.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded