Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Луис Ладария об идентичности Троицы имманентной и домостроительной

Книга Луиса Ладарии, нынешнего префекта Конгрегации Доктрины Веры и многолетнего председателя Международной Богословской Комиссии посвящена проблемам тринитологии  (Luis Ladaria “The Living and True God: The mystery of the Trinity”).
В частности, автор, анализируя известную grundaxiom Карла Ранера о том, что «Троица экономическая идентична имманентной, и наоборот», полностью соглашается с её первой частью, и вводит значительные оговорки насчёт второй части. По поводу первой части аксиомы имеется почти полный консенсус западных теологов, и Международная Богословская Комиссия в своём документе «Theology. Christology. Anthropology.» от 1981 года поддерживает эту аксиому. Действительно, об имманентной Троице мы знаем только из истории спасения (домостроительства), и обязаны принимать, что Бог раскрывает нам Себя именно таким, каков Он есть Сам по себе. Иначе любое наше богословие станет лишь философской конструкцией. Что касается второй части, то возражение касается того, что Бог не исчерпывается полностью в домостроительстве. Если бы это было иначе, то Троицей Бог становился бы лишь в истории, и мы пришли бы к варианту, предложенному Гегелем, в котором подлинная личностность Бога исчезает, и Он становится Любовью лишь в процессе истории. При этом творение мира стало бы необходимо для того, чтобы Бог был Троицей, и всё творение перестало бы быть свободным даром. Впрочем, сам Ранер также отмечает, что творение является свободным даром благодати, и потому неверно понимать Ранера чересчур по-гегелевски, преувеличивая неотличимость «экономической Троицы» от имманентной.
То, на что обращает внимание Ладария в связи с документом «Теология. Христология. Антропология», это тезис, что человечность Христа, его страдание и смерть, входя в Троицу, становится некоторым образом новизной определения самого Бога. Интересно, что эту мысль впервые высказал ещё св. Иларий из Пуатье, говоря о “dispensationis novitas” Бога в связи с Воплощением: домостроительство некоторым образом повлияло на отношения Отца и Сына. Из современных теологов эту мысль развивал Грешаке, отмечавший, что домостроительная Троица проникает в вечность Троицы имманентной. Действительно: ведь не существует двух Троиц — она одна и та же. Поэтому то, что происходит в истории спасения, не может не иметь глубоких корней в Троице имманентной. Имманентная Троца является основанием для истории спасения, но в то же время кенозис Сына не может не иметь влияния на Его вечное бытие. Принимая то, что связано с кенозисом, Сын «некоторым образом оказывает влияние» (afflicit queadammodo) и на бытие Отца, который ведь не живёт «сам по себе». Поэтому произошедшее в истории «неким образом» влияет и на божественную жизнь имманентной Троицы.
Мне эти размышления Ладарии кажутся крайне интересными. В частности, всё это касается положения нас, людей. Во-первых, мы оказываемся очень сильно укоренены в самом Боге, почти до такой степени, что Бог-Троица становится без нас немыслим. Во-вторых, каждый из нас представляет собой образ Бога не в переносном и снисходительном смысле, а в очень реальном, почти пугающем. На дне нашей природы можно разглядеть его Божество.   
Tags: Ладария, Троица, теология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment