Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Пьер Русло и «глаза веры»

Ещё одним французским теологом, оказавшим огромное влияние на обновление католической апологетики, был Пьер Русло (Rousselot), который в начале 20-го века указал на проблематичность понимания старой апологетикой процесса, приводящего к вере. Первый этап процесса, согласно прежней модели, должен быть чисто рациональным и приводить к «естественной вере», а на втором этапе уже вмешивается в дело воля, движимая благодатью. В результате второго этапа появляется сверхъестественная и спасительная вера. Вопрос, который задал Русло: а могут ли в принципе эти два этапа быть разделены? Ведь в таком случае на акт веры окажутся способны только немногие интеллектуалы, которые смогут рационально обосновать факт Откровения в процессе строго научного рассуждения. Основная же масса христиан окажется неспособной на такой рациональный и объективный дискурс: значит ли это, что они неспособны на акт сверхъестественной веры? Русло указал на синтетический и целостный характер человеческого разума, которой как основу своей движущей силы имеет любовь к бытию, и предположил, что принятие истинности Откровения представляет собой постепенный процесс, включающий учёт многих косвенных «указателей», сходящихся в одной точке. Все эти знаки, подтверждающие достоверность Откровения (signa credibilitatis), постепенно собираются в одном синтезирующем акте интеллекта, открывающем факт божественного вмешательства в человеческую историю. Причём способность прочитать правильно эти знаки даётся благодаря свету веры, озаряющему ум человека. Чтобы оценить значение и смысл всех этих знаков, нужны «глаза веры», yeux de la foi, благодаря которым можно увидеть достоверность христианской веры.
Понятно, что согласно этой модели суждение о достоверности Откровения совпадает с актом веры. Некоторые упрекали Русло в том, что он допускает круг в рассуждении: если разумно понимаемые знаки и вера взаимно опосредуют друг друга, то что первично? На это французский иезуит отвечал, что процесс индуктивного познания человеком реальности именно так и происходит. Все факторы принимают своё значение только в свете вывода, но для самого выводы нужны все факторы. Более подробно процесс человеческого «инсайта», то есть динамику эвристического озарения, исследовал спустя полвека другой иезуит, Бернард Лонерган в своей работе «Инсайт». Русло же подчеркнул то, что человеческая способность познания питается любовью, и в свою очередь даёт обоснование любви — речь идёт о взаимном опосредовании. Идеи Русло оказались очень плодотворными для разработки «интегральной апологетики»
Tags: Пьер Русло, апологетика, вера, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments