Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Бернард Лонерган о преодолении классицизма

В ходе своих размышлений Лонерган довольно рано осознал, что необходимо преодолеть некоторые проблемы, тормозящие развитие богословской мысли. В первую очередь это было наследие культуры классицизма. Интеллектуальные методы, которые использовало человечество, менялись по мере того, как менялись исторические эпохи и различные типы культуры, и эти изменения постоянно оказывали влияние на философию и теологию. Но мировоззрение классицизма придерживалось консервативной и традиционалистской позиции, понимая классическую культуру и её методы в качестве неизменного идеала; при этом практически полностью игнорировались как достижения науки последних столетий, так и развитие европейской философии Нового Времени. Можно сказать, что при этом только культура классицизма воспринималась в качестве того, что достойно названия культуры; все остальные культуры виделись как не обладающие пониманием того, что сеть истинно, и что ложно. Культура классицизма по своим корням была культурой греческой, а греческая культура понимала все остальные культуры просто как «варварство». Почти в течение двух тысяч лет это мировоззрение доминировало в Европе. Оно не рассматривало себя как просто эмпирическую данность, но наделяло себя нормативной силой. Оно считало себя выражением подлинного универсализма. Бессмертные произведения искусства непременно должны были принадлежать к этой культуре, а философия классицизма понималась как “philosophia perennis” (вечная и неизменная философия). Система образования при этом считала своей задачей трансляцию образцов для подражания, воспевание идеальных характеров, которым необходимо следовать, провозглашение вечных истин и неизменных законов. Образованный человек для этой системы — это не специалист, но homo universalis, который способен взяться за любое дело и блестяще его осуществить. Человек этой культуры в глубине души считал все внешние обстоятельства случайными акциденциями, за которыми скрывается субстанция; это выражало уверенность классициста в стабильности и неизменности подлинной реальности.
Хотя философия Нового Времени и не считала себя уже философией классицизма, но её внутренний подход к реальности в целом оставался тем же самым. Такие мыслители, как Кант и Лессинг, очень ясно проявили свою верность принципам классицизма, когда заявляли, что необходимость не может следовать из контингентных исторических фактов. Философия Просвещения так и не покинула области абстрактных спекуляций. Пошатнулась данная позиция лишь в результате накопления исторических знаний и развития исторических исследований. Историзм поставил эту философию перед лицом серьёзного кризиса, стал причиной «поворота от природы к истории». В трудах Лонергана очень часто встречается термин «историческая осведомлённость» — её Лонерган считает жизненно необходимой для того, чтобы заниматься теологией.
Tags: Лонерган, история, культура, теология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments