Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Беседа о христианском неоплатонизме

Небольшое размышление по следам продолжительной беседы, развернувшейся в теме https://trevor-mckinney.livejournal.com/156000.html

Пропустим длинное прояснение терминов, и перейдём сразу к тому месту, где говорится о сути обсуждаемой проблемы: https://trevor-mckinney.livejournal.com/156000.html?thread=228192#t228960
В неоплатониме зло это дефицит бытия, недолжное состояние сущего по сравнению нормальным для него уровнем бытия, который соответствует «логосу» этого сущего. Зло в неоплатонической парадигме представляет собой нечто вроде дыры на том месте, где её не должно быть. Это если говорить об онтологии зла у неоплатоников. А если говорить об их этике, то тут корни идут ещё к Платону с его идеей о том, что человек совершает злые поступки потому, что не знает истины. То есть, и здесь мы видим сходную картину: зло представляет собой не противоположность добра, а некоторый недостаток. В рамках неоплатонизма очень мало смысла говорить о дуализме света и тьмы, зла и добра. Кроме того, там нет искупления, нет истории спасения, нет действия Бога, вмешивающегося в историю и ведущего её к завершению.

Теперь, если посмотрим на христианство, то в чём будет сложность его синтеза с неоплатонизмом?  Христианство говорит о таком вмешательстве Бога в историю, которое преодолевает зло, исцеляет и искупляет людей. Что мы видим? Два очень непохожие стиля мышления. И вот, в какой-то момент христианские богословы соединяют интеллектуальный инструментарий неоплатонизма с богооткровенной религией, говорящей о спасении мира Богом. Какие следствия это имело? Одно из них проблема ада и неполного восстановления полноты бытия (для библейской мысли ад не был проблемой, потому что там нигде не постулировалась бессущностность зла). И вот: меня совсем не удивляет, что некоторые весьма глубокие и тонкие христианские мыслители, находившиеся под влиянием среднего платонизма (Ориген), а затем и неплатонизма (Григорий Нисский, Максим Исповедник), заметили эту проблему и решили её в лоб, что называется. Их решение это апокатастасис, логично завершающий синтез христианства и неоплатонизма.
Tags: неоплатонизм, теология, философия, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments