Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Клаудио Морескини о неоплатонизме Григория Нисского

В книге Морескини сегодня обнаружил тему, на которую недавно вышел сам (поистине, изобрёл велосипед!). Речь идёт о связи неоплатонической философии с концепцией апокатастасиса, имеющейся у некоторых Отцов Церкви.

Сначала приводится цитата из «Большого огласительного слова» Григория Нисского:

«Добродетель и порок противопоставляются друг другу не как какие-либо два явления, различающиеся по бытию; ибо как сущему противополагается не су-шее и нельзя сказать, будто бы несущее противопоставляется сущему по бытию, но мы говорим, что несуществование противоположно существованию, — точно таким же образом и зло противоположно понятию добродетели не как что-либо само по себе существующее, но как то, что мыслится под отсутствием лучшего» (VI 6; см. также V 12).

Теперь комментарий Морескини:

С этой концепцией несуществования зла как автономной реальности, ибо оно есть лишение, тесно связана концепция вечности последующих конечных мук. Эта концепция, изложенная в одном месте в «О душе и воскресении» (31) и в другом месте в «Об устроении человека» (21, PG 44, 201с), ведет свое происхождение от Оригена. Ад представляет собой более тяжкое, более жестокое испытание, по сравнению со всеми теми, которые могут быть перенесены в течение земной жизни, и имеет своей целью осуществление окончательного очищения тех, кто не пожелал исправить себя в этом мире через упражнение в добродетели, через аскезу и отказ от материального. Адские мучения будут жестокими, пропорционально количеству совершенного зла, которое в этой жизни наложилось как мозолистое затвердение надушу грешника («О душе и воскресении», 47); но ад как таковой выполняет исключительно воспитательную функцию, не входя в сферу зла: он служит как бы для того, чтобы продемонстрировать зло в его конкретных проявлениях, как если бы оно было сгустком злонравия и ненависти человека по отношению к Богу. Но поскольку Христос пришел, чтобы восстановить человечество и вернуть его к его исходному состоянию, злонравие не сможет длиться вечно, так как это означало бы неудачу в деле восстановления человечества и безуспешность самого воплощения.


Обратим внимание на этот тезис, который, в самом деле, не так уж и трудно прочитать за кулисами христианского неоплатонизма: «Христос пришел, чтобы восстановить человечество и вернуть его к его исходному состоянию, злонравие не сможет длиться вечно, так как это означало бы неудачу в деле восстановления человечества и безуспешность самого воплощения».
Tags: Морескини, неоплатонизм, теология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments