Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Фома Аквинский о Троице

В своём знаменитом 27-м вопросе первой части «Суммы теологии» Фома Аквинский начинает свои размышления об имманентной Троице. В целом он идёт по линии Августина, фиксируя два происхождения «in divinum», а именно вечное рождение Сына и дуновение Духа. Первое — это действие, аналогией к которому служит акт понимания человеческого интеллекта, в то время как аналогией ко второму служит акт воли либо любви. Кстати,  по этому поводу вспоминается интересное замечание Луиса Ладарии о том, что у Савеллия и ариан была одна общая позиция при всей их видимой противоположности: и те и другие отрицали возможность происхождения  «ad intra».
Фома немного уточняет позиции Августина, определяя акт любви как логическое следствие акта понимания (вероятно, тут есть влияние традиции Филиокве... хотя, в общем-то, это вполне соответствует аристотелевской психологической модели). Надо сказать, что единственное место, которое у меня вызывает какие-то вопросы, это утверждение Фомы о том, что началом любви является сходство (similitudo principium amoris). Мне кажется гораздо более близким к обычному опыту человека утверждение, что началом любви является дополняющее различие (в духе теории «эроса», изложенной в платоновским «Пире»).
Хайнрих Фрис в своей «Фундаментальной теологии» предлагает гораздо более правдоподобный тезис о том, что любовь является следствием причаствующего знания: то есть, не всякого знания, а только того, которое является знанием «внутренним», плодом некоей общности бытия, — таким знанием, которое гораздо ближе к библейскому языку, чем к языку схоластики. Это, кстати, соответствует излюбленной мысли Фриза о том, что персональное знание, возможное между двумя личностями, вообще не носит интеллектуально-безличного характера знания «от третьего лица».
Tags: Ладария, Троица, Фома Аквинский, Фрис, психология, теология
Subscribe

  • Мессианский зов слабой теологии

    Деррида, как нам объясняют, правильно сделал, что выступил против бинарных оппозиций. Не надо, стало быть, нам ставить на «хорошее» против…

  • Современное богословие в России

    Очередная встреча «маргинальных» с точки зрения мэйнстрима оппонентов, представляющих позиции соответственно теоэстетики и «слабой теологии». В…

  • Метафизическая теология Бальтазара

    Ганс Урс фон Бальтазар. «Опыт краткого изложения моей мысли» | Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика» Люди,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments