Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Эвери Даллес о «моделях Откровения» и богословских подходах к осмыслению Откровения

Вопрос о том, что же именно представляет собой Откровение Бога, оказался, начиная с 19-го века, одним из самых обсуждаемых и неоднозначных в теологии. Уже в 20-м веке сформировался ряд несводимых один к другому богословских подходов. В 60-е и 70-е годы 20-го века появились работы, стремящиеся систематизировать это разнообразие в виде набора их нескольких «моделей» — то есть, общих парадигм понимания Откровения. Речь идёт здесь не о составе Откровения и не о старой дискуссии по поводу взаимосвязи Писания и Предания, а в принципе о том, чем в первую очередь является Откровение: это переданная Богом человеку информация, событие, особый опыт, история спасения, или же личная встреча Бога с человеком? Насыщенность этой дискуссии объясняется, как и многие другие тенденции теологии 20-го века, взрывным накоплением знаний в областях герменевтики, истории (в первую очередь истории догматики), богословской антропологии, эмпирической психологии, сравнительного религиоведения, лингвистики и библейской экзегетики. Огромный массив новых сведений ставит перед теологами множество новых вопросов, в связи с чем открываются и исследуется новые аспекты привычных реальностей.
Каждая из моделей представляет собой не точку зрения одного отдельного теолога, а именно некоторый общий подход, характеризующий тенденцию или направление в теологии. Конечно, для каждой из моделей можно указать несколько наиболее заметных теологов, с именами которых она в первую очередь ассоциируется.
Типологию как метод богословского анализа использовал одним из первых ещё в первой трети 20-го века протестантский теолог Эрнст Трёльч . Большую известность в качестве образца использования систематизации подходов обрела книга Хельмута Рихарда Нибура «Христос и культура», вышедшая в 1951 году. Там он постарался систематизировать крупнейших теологов по способу их отношения к светской культуре.
В конце 70-х появилось исследование американского теолога, кардинала Эвери Даллеса, посвящённое систематизации моделей Откровения. До этого в 1974 году он уже опубликовал книгу о моделях понимания Церкви. Его подход, заключающийся к систематизации многообразия богословских позиций согласно ограниченному набору моделей, вдохновлён в значительной мере исследованиями Томаса Куна в области философии науки и книгой последнего о научных парадигмах. Говоря о типологии понимания Откровения, Даллес выделяет пять основных моделей. Модели представляют собой весьма обобщённые, и, соответственно, упрощённые позиции; также надо понимать, что крупнейшие систематические теологи нередко могут быть отнесены более чем к одной модели. И тем не менее, эти модели вполне могут послужить одним из инструментов для изучения современной теологии.
Tags: Откровение, Эвери Даллес, парадигмы, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments