Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Бытие у Аквината, Мейстера Экхарта и Хайдеггера

В любопытной книге Джона Капуто Heidegger and Aquinas. An Essay On Overcoming Metaphysics находим интересное противопоставление философии Бытия Фомы Аквинского экзистенциализму Хайдеггера. 

Hence, all those protestations that Thomas is the philosopher of Being Par excellence because he thinks Being as act, far from eluding Heidegger's critique, in fact substantiate it. For Thomas, "to be" is to be in act, and to be in act is to be capable of action and of rendering other beings actual. To the extent that a being is in act, it is causally efficacious. Creatures are capable of producing finite effects; God, infinite effects. Agere sequitur esse. Indeed, agere is the meaning of esse. St. Thomas does not practice a quiet, meditative savoring of "the presencing of Being"; he has instead reduced presencing to realitas, causalitas, actualitas.

Он пишет, что над Аквинатом довлело римское мышление, мышление строителей мостов и дорог, стремящихся что "сделать", и противопоставляет этому мышлению экзистенциализм Хайдеггера, "раскрывающего" бытие (от слова а-летейя, раскрытие). Термины, в которых он описывает хайдеггеров подход (спокойное, медитативное смакование "присутствия Бытия") очень напоминают медитативный подход Мейстера Экхарта. Не зря, видимо, Хайдеггер писал свою докторскую работу именно по Экхарту... В таком случае надо сказать, что жильсоновский тезис об Аквинате как первом экзистенциалисте обращается в противоположный: ни у кого нет такого "забвения Бытия" (в терминах Хайдеггера), как у св. Фомы. 
В данном случае я не хочу делать каких-то скоропалительных оценок, и лишь констатирую интересный поворот мысли Джона Капуто. 
Tags: Бытие, Мейстер Экхарт, Фома Аквинский, Хайдеггер, философия, экзистенциализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments