Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Юрген Мольтман и социальная модель Троицы

Юрген Мольтман в своей книге The Trinity and the Kingdom обозначил тринитологию Барта и Ранера как скрытый модализм, и взамен предложил «социальную модель Троицы». Используя наработки персоналистов, Мольтман говорит, что ошибкой было думать, что «ты» появляется как один из возможных видов опыта «я». Они возникают одновременно, и невозможно «я» без «ты»: невозможно быть личностью вне общества. Поэтому вести речь об «абсолютном субъекте» Бога — значит возвращаться в строгий монотеизм. Также он говорит, что неправомерно говорить о Боге в терминах субстанции, поскольку мало того, что субстанция это небиблейский концепт, так она ещё и неперсональна, то есть представляет собой «оно». Из традиционных терминов ему нравится понятие «перихорезиса». Сам он говорит о «союзе личностей», используя немецкий термин Einigkeit (то есть «союз», «объединение» — по-латински ему соответствует термин unio), но считая неверным использование термина Einheit (то есть «единство», а латинском ему будет соответствовать unitas). Можно видеть, что его позиция диаметрально противоположна линии Барта и Ранера, а потому для некоторых выглядит как «замаскированный тритеизм». Отвечая на аргументы такого рода, Мольтман заявляет, что тритеизм вообще никогда не был опасностью для христианской теологии (в отличие от модализма), а потому разговор об угрозе тритеизма бессмыслен.
Tags: Мольтман, Троица, персонализм, теология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal