Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Ещё раз о тринитологии Мольтмана

Когда Августин ввёл в терминологию учения о Троице термин «Persona», он это сделал не без колебаний. Причина колебаний была в целом понятна: до этого был в ходу постулат, что в речи по поводу Троицы «особенностью» является имя, а общее это только «природа», или сущность. Но Августин увидел, что появляется ещё одно общее понятие для всех ипостасей: понятие «персоны». Это создавало какую-то множественность, грозящую ассоциациями с тритеизмом. Кроме того, в этом случае понятие «природы» может перестать пониматься как просто «природа Отца» и стать некоей «общей природой», логически предшествующей Лицам. В общем, он пошёл на эту терминологию скрепя сердце, осознавая её некоторую проблематичность. Фома нашёл выход из августиновского затруднения, обозначив Лица как отношения, таким образом, что «отношения» не последуют бытию Лиц, а логически совпадают с ним.
Юрген Мольтман во второй половине XX-го века высказал мнение, что томистская реляционная тринитология, особенно в версии Ранера, является скрытым модализмом, и предложил вместо неё «коммунитарную тринитологию», подчёркивающую различие божественных Лиц. Кроме того, он настаивал на том, что бытие Отца не определяется его отношениями с Сыном и Духом, а логически им предшествует, иначе Отец не был бы источником божества. В этом случае, он, по всей видимости, вошёл в конфликт с Отцами IV-го века, которые подчёркивали, что Отец не может быть без Сына: это логически недопустимо. Ранер, со своей стороны, отвечал, что позиция Мольтмана это тритеизм, поскольку в ней ослаблена общность бытия Трёх Лиц. В общем, ситуация в тринитологии до сих пор, как кажется, не до конца прояснена, и дискуссия продолжается.
Tags: Августин, Мольтман, Ранер, Троица, Фома Аквинский, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments