alexander_konev

Category:

Понятие «Principaliter» в тринитологии Августина

Как известно, тринитология Августина в немалой степени повлияла на выработку формулы догмата о Filioque. Иногда задают вопрос: как тезис Августина о том, что Св. Дух исходит от Отца principaliter, совместим с его же учением об исхождении Духа от Отца и Сына? Ответ на этот вопрос даёт трактат «О Троице» самого же Августина. В Книге XV, Главе XVII, пункте 29 автор поясняет, что principaliter понимается им в том смысле, что Сын принимает своё бытие от Отца; Дух исходит от Отца и Сына, но поскольку сам Сын рождается Отцом, то Отец является преимущественной причиной Св. Духа.

Книга XV, XVII–29: «И все же не напрасно, что в Той Троице только Сын называется Словом Божиим, только Святой Дух — Даром Божиим, только Отец — Тем, от Кого рождено Слово, и от Кого преимущественно (principaliter) исходит Святой Дух. И потому я добавил слово «преимущественно», что обнаруживается, что Святой Дух исходит также и от Сына. Но Отец также и Его дал Сыну не как уже существующему, но еще не имеющему; ибо все, что Он дал Своему единородному Слову, Он дал, породив Его. Следовательно, Он породил Его так, чтобы Этот общий Дар исходил также и от Него, и чтобы Святой Дух был Духом Обоих.»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded