Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Analogia entis

Я уже неоднократно писал о понятии Analogia entis, которое основывается во многом на подходе, предложенном Фомой Аквинским, и даёт возможность для того, чтобы говорить о Боге. Влияние Бога на тварный мир таково, что человек может сказать о Творце нечто осмысленное, сделать какие-то обоснованные теологические утверждения. Также хорошо известно, что Карл Барт считал «аналогию бытия» дьявольским изобретением, и говорил, что для него это — единственная серьёзная причина, чтобы не присоединяться к Католической Церкви. В сходном русле строится теология Эберхарда Юнгеля, представителя «неметафизической теологии», который писал, что единственной аналогией между человеком и Богом является Иисус Христос. Те, кто читали мою заметку об апофатике, катафатике и аналогии, должно быть, обратили внимание на то, что по своему типу аналогия Юнгеля относится к атрибутивной аналогии, а не к аналогии пропорциональности, предложенной Аквинатом.

По поводу того, что пишет Юнгель, можно возразить следующее: если ни в природе, ни в структуре человека нет ничего, что позволяло бы нам понять что-то о Боге, каким образом понимание человека сможет осуществить прыжок от Иисуса Христа к Богу? Каким образом сама проповедь Иисуса о Боге станет понятна человеческому разумению? В обоих этих случаях нет инструмента для преодоления бесконечного разрыва. Мне кажется, что попытка Юнгеля создать свою аналогию ещё менее удачна, чем «аналогия веры», предложенная в парадоксальной модели Барта.
Tags: analogia entis, теология, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments