alexander_konev

Category:

Карл Ранер и источники его мысли

Одним из наиболее значительных теологических событий XX века стал так называемый «антропологический поворот», обративший внимание на фундаментальные антропологические факторы, которые делают возможной саму богословскую проблематику. Можно сказать, что с середины прошлого века наиболее актуальной богословской дисциплиной стала фундаментальная теология, основной своей задачей считающая разумное обоснование веры, адресованное современному человеку. «Великой хартией» фундаментальной теологии является то, о чём говорит 1-е послание ап. Петра: «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3,15). Причиной такого роста значения фундаментальной теологии стали быстрые изменения исторической и культурной ситуации, а также ситуация религиозного и культурного плюрализма, не сходная ни с чем из того, с чем ранее имели дело богословы.

Таким образом, возникла необходимость обратить более пристальное внимание на фундаментальные структуры, на антропологическом уровне делающие возможным не только божественное откровение, но и любую форму религиозности. От теологов потребовался ответ на вопрос: каким образом конечное человеческое существо может вступать в союз с существом бесконечным? 

Одним из этих теологов стал Карл Ранер, который уже в 1936 году в своей диссертации «Дух в мире» («Geist in Welt») предложил богословский ответ на вопросы современности, в котором он следовал линии «трансцендентального томизма», начатой в начале XX века французскими теологами Пьером Русло и Жозефом Марешалем. Этими мыслителями томистское основание было обогащено антропологическим подходом, творчески переосмысливающим трансцендентальную философию Иммануила Канта. Ранер, как и многие теологи, работавшие в 30-к годы, не мог пройти также мимо экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Для того времени это включение мотивов современной философии в контекст мысли Фомы Аквинского было смелым и для многих неожиданным шагом. Необходимо также отметить влияние игнацианской духовности на мысль Ранера. Духовная традиция Игнатия Лойолы была во все периоды одним из источников, формировавших его теологию, хотя сам Ранер говорил об этом исключительно в конце своей жизни. В числе мыслителей, повлиявших на Ранера, необходимо назвать и Мориса Блонделя, который ещё в XIX веке, до Русло и Марешаля поставил вопрос о трансцедентальном аспекте веры. Наконец, подобно многим немецким теологам, Ранер испытал несомненное влияние гегелевской философской системы.

В упомянутой выше работе «Geist in Welt», переведённой впоследствии на множество языков, автор отталкивался от томистской теории познания, обосновывая не только структурную открытость человека к Абсолютному Бытию, но и неизбежность направленности человеческого разума к Богу, показывая необходимость этого человеческого поиска и движения, коренящуюся в самом способе мышления человека. Этот ранний период творчества Ранера называют «философским периодом». В 1941 году выходит его второй фундаментальный труд «Hörer des Wortes» (слушатели Слова), где Ранер расширяет своё учение о трансцендентальной открытости человека, вводя понятие «трансцендентального откровения» и рассмотрев проблему динамической встречи двух откровений: «трансцендентального», или структурно-всеобщего и «категориального», или «исторического» откровения Бога. Здесь же он, помимо вопроса о познании, на котором он ставил акцент в первой работе, он обращает пристальное внимание на такие фундаментальные характеристики экзистенции человека, как свобода, ответственность и любовь. 

В последующие годы Ранер продолжал активно работать, написал множество статей, внёс свой вклад в решение очень важных проблем, сотни лет остававшихся камнем преткновения для теологов — например, вопрос о соотношении природы и благодати, рассмотренный в статье «Natur und Gnade» (природа и благодать), написанной в 1950 году. 

Карл Ранер занимался самым широким спектром богословских проблем, проявляя интерес к экклезиологии, тринитологии, христологии. В основном в эти годы он работал в жанре небольших статей. Его заключительный большой труд, «Основания веры», был переведён на русский язык. Эта работа в определённом смысле суммирует основные положения теологии Ранера и подводит итог более чем 40 годам его размышлений.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded