Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Ответ человека на откровение Бога (согласно Ранеру)

Подлинная реализация человека возможна лишь в принятии собственной сотворённости и ограниченности. Человек — не Бог, но в то же время он в крайней степени происходит от Него. Принимая свою подчинённость, человек тем самым создает пространство  свободы. Человек, являясь вопрошающим существом, необходимо направлен к Тайне, которая есть Бог. При этом, понимая свою ограниченность, человек, посредством рефлексии и надежды, приходит к тому, что основывает его бытие, что «даёт само себя как исполнение высшего притязания на обладание самим абсолютным смыслом и всё искупающим единством»
Надежда, согласно Ранеру, есть чувство, которое человек может иметь по отношению к тому, что находится за пределами его возможного контроля.

Поскольку человек есть «дух в мире», то есть дух воплощённый, а не просто дух, то для полного понимания человеком самосообщения Бога это самосообщение должно быть явлено в доступном ему категориальном опыте. Трансцендентальная структура человека делает его способным распознать откровение Бога, выраженное его Словом в истории. В этом смысле человек есть «potentia oboedientialis», то есть он обладает способностью к слушанию и послушанию. Это — центральная тема второй программной книги Ранера, «Слушатели Слова». Ответ человека на откровение, как трансцендентальное, так и категориальное, выражается в конкретном его действии.

Конкретное познание Бога всегда заложено уже в измерении сверхъестественного предназначения человека — как вопрос, как обращение, требующее утвердительного или отрицательного ответа. Отвержение естественного познания Бога, нетематический или тематический атеизм, с точки зрения богословия, всегда и непременно представляет собой одновременно, во всяком случае, нетематический ответ «нет», закрытие человеком самого себя, препятствующее направленности человеческого бытия на непосредственное присутствие Бога. Эту направленность мы называем благодатью, она есть неизбежный экзистенциальный фактор всего человеческого существа, даже если оно закрывается от него в свободном ответе «нет»[2].

Ответ человека на откровение Бога заключается в том, что он с самого рождения каждым своим поступком делает вполне определённый выбор, который заключается в том, говорит ли он Богу «да» или «нет».

 


[1] См. К. Ранер, Основания веры, 287

[2] К. Ранер, Основания веры, 78

Tags: Карл Ранер, богословская антропология, теология, трансцендентальный томизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments