alexander_konev

Categories:

Карл Ранер о природе и благодати

В начале своего пути Ранер не уделял достаточного внимания вопросу о благодати, концентрируясь в основном на антропологической структуре человека и её полной реализации в принятии божественного откровения. Этот подход свойственен как «Духу в мире», так и первому изданию «Слушателей Слова». Но в 1950 году выходит большая статья Ранера, озаглавленная «Соотношение между природой и благодатью», где автор вводит понятие «сверхъестественного экзистенциала». Здесь Ранер опирается на понятие desiderium naturale visionis Dei, которое мы можем найти у Аквината. В позднем средневековье природа и благодать оказались разведены слишком резко, так что, с одной стороны, возникла концепция «естественного счастья человека», а с другой, стало непонятно, в чём состоит грех того, кто отвергает Бога. Действительно, если ничто в его природе не взывает к благодати, то каким образом он примет благодать? Если решение о принятии благодати является в свою очередь благодатью Бога, то для ответственности человека не остаётся места. Наиболее острыми эти вопросы стали в XVI–XVII в ходе споров о благодати и свободе воли. Проблематика эта была по-новому поднята де Любаком, представителем ‘nouvelle théologie’, который решительно критиковал тот неосхоластический подход, который называют «концепцией внешней благодати».  

Понятие «чистой природы» Ранер определил как Restbegriff, «остаточную фикцию», в действительности никогда не существовавшую, но которая полезна, потому что благодаря ей мы можем осознать значение благодати. Мы не можем определить, где заканчивается природа и начинается благодать, и понятие «чистой природы» мы можем обрести только благодаря Откровению Бога и понятию «благодати». Парадоксальным образом Ранер помещает «сверхъестественный экзистенциал» внутрь реальной (не чистой!) природы человека. «Экзистенциал» — это термин из философии Хайдеггера, но Ранер употребляет его в ином смысле. Если мы из реальной природы вычтем сверхъестественный экзистенциал, то получим богословский концепт «чистой природы». Божия благодать и Слово Божие представляют собой два способа самосообщения Бога, которыми он дарит себя людям. Эти способы дополняют друг друга.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded