Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Эвери Даллес: сравнение пяти базовых моделей понимания Откровения Бога

Мы уже обсуждали ранее пять моделей предложенной Даллесом классификации Откровения. Речь шла о пропозициональной модели, модели «истории спасения», модели непосредственного опыта, модели диалектического присутствия и модели нового осознания. Ниже приведено сравнение моделей по таким характеристикам, как форма и содержание Откровения, связь Откровения со спасением, а также ответ человека на Откровение.

Сходства

Когда мы разбирали эти модели, то видели, что они дают самые разные определения Откровения. Иногда даже кажется, что слово «Откровение» разные теологи употребляют эквивокально. Кто-то мог бы решить, что весь спор — «ни о чём», и приверженцы разных направлений просто говорят о разных вещах, и потому всё, что надо, это определиться со значениями слов. И тем не менее, это было бы неверное впечатление, поскольку каждая модель утверждает себя как более правильную, лучше отражающую реальность. Надо иметь в виду, что если мы говорим о христианском Откровении, то говорим о сложной реальности, которая превосходит опыт одного лишь отдельного человека. Более того, реальность, которая является предметом веры христиан, не может быть исчерпывающим образом описана в жёсткой концептуальной схеме. Когда мы говорим об Откровении, то также надо иметь в виду и то, что не может быть высказано эксплицитно.

Вначале определимся с теми утверждениями относительно Откровения, под которыми могло бы подписаться большинство христианских теологов.

• Откровение — это свободное действие Бога, обращающегося к своим духовным творениям. Откровением Бог дополняет дар, данный им в творении, а также совершенствует его.

• При помощи Откровения сообщает истину о себе, а также ту истину о человеке, которая имеет отношение и к Богу. Эта истина превышает (как минимум отчасти) возможности собственного человеческого познания.

• Истина Откровения имеет большое духовное значение. От неё зависит спасение как отдельного индивида, так и всего сообщества людей.

• Решающим образом Откровение совершилось в Иисусе, воплощённом Слове Бога.

• Для христиан нормальным путём обретения Откровения является Церковь, которая провозглашает послание, изложенное в Библии.

• Тот, к кому обращено Откровение, должен принять его. Ответом на Откровение является вера.


Различия

Если сравнить со сходствами, то различия пяти моделей покажутся уже не настолько значительными. Различия касаются формы Откровения, его принципиального содержания и значимости для спасения, а также того, какой именно ответ должен дать человек на Откровение. Рассмотрим сперва различия, имеющие отношение к форме Откровения.

Согласно первой модели, Откровение принимает форму доктрины, утверждённой авторитетом Бога, и опирающейся на подтверждения со стороны пророчеств и чудес. Вторая модель считает, что формой Откровения являются факты, которые, как минимум, отчасти могут быть подтверждены исторически. Третья модель считает формой Откровения внутренний опыт, в котором происходит самосообщение Бога. Четвёртая считает такой формой слово, провозглашённое Богом через Иисуса Христа. Оно выражено несовершенными человеческими словами, свидетельствующими о Христе. По пятой модели Бог открывает себя, возвышая душу человека, привлекая её через внутреннее воздействие и внешние события.

Имея в виду, что форма и содержание не независимы друг от друга, мы понимаем, что и содержание Откровения должно трактоваться по-разному в этих пяти моделях. Для первой модели Откровение — сверхъестественно открытые истины о природе Боге, о его воле и о плане спасения. Вторая модель считает содержанием Откровения собственные действия Бога в истории. Эти действия раскрывают характер Бога: любящего, милосердного и могущественного. Согласно третьей модели содержанием Откровения является сам Бог, открывающий себя человеку как абсолютно трансцендентный и непостижимый. Четвёртая модель согласна с третьей относительности невыразимости содержания, но утверждает сам Бог превосходит собой любой непосредственный опыт человека. Слово Бога раскрывает Бога как неприступного владыку, а также открывает то, что все кто надеется приблизится к Богу опираясь на свои человеческие возможности, находятся в состоянии греха. Пятая модель не описывает вообще никакого специфического содержания Откровения. Можно сказать, что содержание его проявляется в каждом предвосхищении Царства Бога, ставшем возможным благодаря сопричастности человека новой перспективе и достижению более высокого уровня сознания. Собственно, это развитие и совершенствование само-осознания и представляет собой суть Откровения.

Ещё один важный вопрос — связь между откровением и спасением. Тот факт, что такая связь есть, сомнению никем не подвергается. Первая модель считает, что Откровение спасительно, потому что информирует людей о блаженствах неба и о том, как их достичь. Неосхоластика утверждала, что Бог является сверхъестественной целью человека, и средства достижения такой цели также могут быть только сверхъестественны. Вторая модель говорит, что Откровение связано со спасением, поскольку вдохновляет веру в доброту и спасительную мощь Бога. Третья модель просто постулирует, что Откровение — то же самое, что спасение. В той мере, в какой человек испытывает любящее присутствие Бога, он спасён и уже причастен радости вечной жизни.  По четвёртой модели спасительность Откровения предполагает разрушение доверия к чисто человеческим средствам. Откровение говорит о суде Божием, об осуждении и прощении (что теснейшим образом вязано), и тем самым вычёркивает вину человека перед Богом. Согласно пятой модели, Откровение спасительно в той мере, в какой его адресаты сотрудничают в построении Царства Бога, причаствуют трансценденции и тем самым оказываются спасёнными.

Поскольку различаются концепции содержания и формы, то различается и понимание адекватного ответа человека на Откровение. Все сходятся в том, что Откровение требует веры, но веру, а также природу её связи с Откровением все модели понимают по-разному. Первая модель считает, что вера — это принятие богооткровенной истины. Мотивом для веры служит авторитет божественного Учителя, который не может ни обманывать, ни обманываться. Вторая модель говорит, что вера — это доверие к Богу, который явил себя господином истории и многократно подтвердил свою доброту и верность тем, кто полагается на него. По третьей модели вера состоит в актах аффективного благочестия (Шлейермахер) и сердечной молитве (Сабатье), и в ответной любви. В четвёртой модели вера равнозначна полному принятию своего состояния прощёного грешника и принятию милосердия Божия, явленного в Иисусе Христе. И, наконец, пятая модель понимает веру как осознание задачи и принятие участия во вдохновлённом Святым Духом движении построения Царства. Божий Дух двигает всё творение к его наивысшей цели.

Первые три модели считают, что Откровение предшествует вере. В четвёртой модели Откровение в определённом смысле включает в себя веру. В пятой подчёркнута активная роль верующего в такой степени, что Откровение подчинено вере, которая, можно сказать, создаёт и подтверждает Откровение.

Tags: Откровение, Эвери Даллес, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments