alexander_konev

Category:

Диалектическая теология и её отношение к нехристианским религиям

Это направление изначально возникло как оппозиционное к либеральной и модернистской теологии, и его ведущие представители во главе с Карлом Бартом резко полемически говорили о нехристианских религиях. Для представителей диалектической теологии Христос, будучи Богом Живым, является осуждением всех человеческих попыток понять Бога. Поэтому религия, являясь как раз человеческим предприятием, также подлежит осуждению. Христос, в котором Бог открыл себя окончательным образом, должен быть высшей нормой теологии, в том числе и теологии религий. В своём комментарии на Послание к римлянам, а также в первом томе «Церковной Догматики» Барт утверждает, что Откровение противопоставляет себя всем религиям. Единственной «истинной религией» является сам Христос.  Тем не менее, он полагает, что некоторые религиозные направления, такие как буддизм амида и индуизм бхакти, служат в каком-то смысле подготовкой к христианству апостола Павла и последующего протестантизма. Можно сказать, что христианство в гегелевском смысле понятия Aufhebung возвышает, отменяет и «снимает» эти религиозные направления. В последних томах «Церковной Догматики» Барт, однако, отмечает, что такие религии, как ислам, являются впечатляющими с этической точки зрения. Говоря о задачах христианский миссии, он утверждает, что никакой компромисс, наносящий ущерб Евангелию недопустим, но при этом также недопустимо и связанное нередко с деятельностью миссионеров «высокомерие белого человека» в отношении неевропейских культур[1]

Эмиль Бруннер считал, что только пророческие религии Ближнего Востока могут претендовать на то, что в них содержится откровение. И тем не менее, ислам и иудаизм серьёзно ограничивают себя, отвергая то, что возвещает христианство. Откровение о воплощении Бога ставит христианство в совершенно иное положение, чем иудаизм и ислам. Христианская вера считает, что христианство, с одной стороны, реализует надежды других религий мира, а с другой стороны, судит их. В христианстве содержится всё то, что тщетно ищут другие религии: истина, поклонение, жертвоприношение, священная пища. Но христианство разоблачает заблуждения прочих религий, их поверхностное законничество и жестокость их практик. Религии мира повреждены человеческими эгоизмом и гордыней[2]

Диалектическая теология постоянно напоминает христианам, что в диалоге с религиями мира они обязаны свидетельствовать о своей вере, чтобы встреча разных религий была плодотворной. Христологические и тринитарные догматы надо принимать, не допуская на этот счёт никакой двусмысленности: только так можно воздать должное тому непревзойдённому богатству Откровения Бога, которое тот дал в Воплощении своего Слова. Если же благодать Бога, дарованная во Христе обладает универсальной искупительной силой (Барт, по всей видимости, допускал это), то тогда можно предположить, что и все человеческие религии в той мере, в какой они движимы благодатью, могут каким-то молчаливым или непрямым образом свидетельствовать о Христе, Слове Божием. Тут позиция Карла Барта имеет точки пересечения с теологией Логоса, предложенной Паулем Тиллихом, и трансцендентальной теологией Карла Ранера.

    

[1] См. Barth K., Church Dogmatisc vol. IV/3, Edinburgh, T&T Clark, 1962, с. 875

[2] См. Brunner E., Revelation and Reason, Philadelphia: Westminster, 1945, с. 227–264

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded