alexander_konev

Categories:

Джон Милбэнк против «слабой трансцендентности»

Джон Милбэнк (John Milbank) в статье «Life, or Gift and Glissando. Evolution, Vitalism, and Transcendence» размышляет о кризисе миропонимания, типичного для Нового Времени, наиболее характерным выразителем которого стала классическая ньютоновская физика. Автор, говоря о спорах относительно теории эволюции, утверждает, что понимание Бога как причинно действующего на том же уровне, на котором находятся конечные причины, не соответствует классической томистской теологии. По мнению Милбэнка, представление о Боге, являющемся проектировщиком «разумного дизайна мироздания», можно проследить не ранее чем от Бонавенутры и Дунса Скота, и оно совершенно не соответствует более старому неоплатоническому учению, разделяемому в этом аспекте и Аквинатом. Божественная причина, согласно неоплатоническому подходу, не действует на том же уровне причин, что частные «унивокальные» причины. Как концепция «разумного дизайна» имеет свои корни в утилитаристской теодицее, так и дарвиновская теория является продуктом ньютоновски-мальтузианского мышления. Неожиданна мысль, что дарвинисты в исходных философских посылках близки к своим оппонентам — христианским фундаменталистам. Как более основательную альтернативу этим теориям Милбэнк предлагает линию мысли Анри Бергсона; однако, отвергая бергсоновский имманентизм, он предлагает концепцию «трансцендентного витализма». 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded