alexander_konev

Category:

Фундаментальная теология: «фаза расширения» и Dei Verbum

Второй этап формирования нового облика дисциплины проходил в 60-е годы, и его кульминацией стала Догматическая Конституция Dei Verbum. В этот период количество тем, которыми занимается фундаментальная теология (новое название уже окончательно закрепилось), значительно выросло, начался диалог с новыми собеседниками. К этому времени католические экзегеты резко активизировали свои библейские исследования, (надо отметить, что такой интерес во многом был стимулирован обилием протестантских работ в этой области), также было опубликовано множество работ по патристике.  Ещё в начале 40-х годов были изданы работы ряда выдающихся теологов, посвящённые теологии Откровения, которое оставалось главным предметом для фундаментальной теологии, так же, как это было и для классической апологетики. Так, были опубликованы труды Х. Нибекера (H. Niebecker) в 1940 году, Р. Гвардини (R. Guardini) в 1940 и К. Ранера (K. Rahner) в 1941-м. В течение двух последующих десятилетий поднятые этими авторами темы вызвали к жизни огромное количество книг других авторов.

Если ранее Откровение рассматривалось обычно в своём «объективном» аспекте, как доктрина и содержание, то Конституция Dei Verbum обратила внимание также на тот аспект, что оно представляет собой прежде всего действие само-манифестации Бога, в котором Бог дарит людям самого себя. Конституция подчёркивает историческое, интерперсональное, христологическое и экклезиологическое измерения Откровения.  Нетрудно видеть, что концепция Откровения таким образом оказалось значительно расширена. В итоге такие богословские проблемы, как вопрос о богодухновенности и о Традиции, которые ранее считались частными темами трактатов «О Священном Писании» и «О Церкви», оказались включены в сферу интереса фундаментальной теологии.

Второй главный объект изучения фундаментальной теологии, или, скорее, второй аспект её главного объекта — это вопрос о достоверности Откровения. Ранее интерес апологетики был сконцентрирован вокруг исторических подтверждающих знаков (чудеса и пророчества), в ущерб таким важнейшим знакам, как сам Христос и его Благая Весть, а также его Церковь. Важность исторических подтверждающих знаков долгое время переоценивалась, и их реальная способность к убеждению не соответствовала тому весу, который придавала им старая апологетика. 

Во второй свой период фундаментальная теология всерьёз занялась изучением истории и герменевтики, в частности, вопросом о том, как именно Евангелия дают нам доступ к самому Иисусу, который является главной эпифанией Бога. Хорошо известно также об «антропологическом повороте», произошедшем в этот период. Суть его состоит в том, что фундаментальная теология задалась вопросом о том, какой именно смысл имеет событие Христа для человека? Ведь это событие не является только лишь вторжением Бога в человеческую историю: оно также является событием, открывающим для человека его подлинную сущность и смысл его собственного существования. Благодаря этому событию человек может не только «дешифровать», но и преобразить себя. Стало понятно, что задачей фундаментальной теологии является демонстрация того, как именно Иисус из Назарета отвечает на важнейшие вопросы человека. Об этом писал уже Блондель в своём L’Action, но подробно развернули эту проблематику Гвардини, Ранер, Марсель, Моро, Лего, Ладриер и другие. Фундаментальная теология также осознала, что главным подтверждающим знаком Откровения является сама личность Иисуса Христа. Наконец, важной новизной стал стиль диалога, воспринятый дисциплиной. Это позволило резко расширить круг возможных адресатов фундаментальной теологии: в него вошли не только приверженцы иных верований, но, что, может быть, важнее всего, главным адресатом стал сам верующий. Современному верующему, живущему в мире неверия, часто бывают не чужды сомнения, и потому диалог с ним стал важнейшей задачей данной дисциплины. И при этом надо всегда помнить, что диалог является не разновидностью интеллектуального спорта, но насущной необходимостью самой жизни. [1]

    

[1] Cfr. Latourelle R., Fisichella R., Dizionario di Teologia Fondamentale, Cittadella Editrice: Assisi 1990, p. 1250–53

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded