alexander_konev

Category:

Реджинальд О’Коллинз о пост-тридентской трактовке Предания

Реджинальд О’Коллинз в своей книге «Фундаментальная теология» указывает на важное отличие того, что думал об Откровении Тридентский Собор, от теории «двух источников Откровения». Ниже приведена цитата из книги:

В своем кратком возражении на принцип Sola Scriptura Тридент, как мы видели, говорил о «всей спасительной истине и обо всем упорядочении обычных обрядов», «содержащихся» в Предании и Писании. До тех пор, пока католическая теология послетридентского периода понимала Откровение как открытие Богом определенных (иначе остающихся нераскрытыми) истин, ее устраивал этот язык. Она занималась идентификацией «источника», в котором нужно было искать различные откровенные истины, и с этой «количественной» точки зрения могла поднять вопрос: «в сущности достаточно» ли только Библии? То есть, «содержит» ли она все истины Откровения или не содержатся ли некоторые из них (например, о Непорочном Зачатии и Вознесении Пресвятой Девы Марии) только в Предании? 

В сопоставлении Предания и Писания таким конкретным путем «количественный» подход привел к принижению Предания. Оно превратилось в простое средство транспортировки содержания Откровения и именно как таковое стало чем-то внешним по отношению к Откровению. Процесс, связанный с Преданием, понятым в таком ключе, никогда не мог оказаться откровенным, но сделался задачей, отложенной на будущее. После того, как апостольское поколение (получившее все истины Откровения, но не зафиксировавшее их все в богодухновенном Писании) ушло, у последующих христиан появилась обязанность сохранения в Предании полноты Откровения, данного апостолам. Несмотря на угрожающее течение времени, Предание о вере, так же как и жизнеспособность Библии позволили Церкви сохранить все истины, полученные в Откровении при основании христианства. 

Кроме того, посттридентская католическая теология, как известно, толковала тридентский декрет так, как если бы он был учением о двух «сущностно» отдельных и одновременно равноценных «источниках» Откровения, один из которых — Предание, а другой — Писание. На этом настаивал И. Г. Гейзельманн, хотя в его теории имелись ошибки. Утверждать, что теория о «двух источниках» Откровения поддерживалась учением Тридентского Собора, невозможно, ибо, в любом случае, он сохранял термин «источник» исключительно для Евангелия, т. е. единственного послания о Спасении, переданного Христом.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded