alexander_konev

Category:

Правильно заданные вопросы

Как говорится, правильно заданный вопрос — уже половина ответа. Св. Августин, как мы видели, задаётся вопросом об истине: каким образом возможно осознание мною истины? Морис Блондель задаётся вопросом о человеческом действии: почему он действует таким образом, что это предполагает незримо, но постоянно присутствующую в его действии трансценденцию, почему осознаёт, что действовать иначе нет смысла? Карл Ранер спрашивает о том, каким образом мы осознаём себя как вопрошающих обо всём в целом: не только о чём-то конкретно, но вообще о бытии в целом? Все эти вопросы указывают на трансценденцию, являющуюся частью нашего обычного повседневного опыта. Вопрос о трансцендентном осознаётся как вопрос о Боге. Конечно, Бог при этом остаётся Тайной, «великим Откуда и Куда», по выражению Ранера, и вопрос об источнике трансценденции не является вопросом собственно об историческом Откровении Бога, это всё трансцендентальные вопросы, предполагающие поиск метафизического ответа, лежащего вне непосредственной эмпирики. Узнаёт ли человек в Боге христианского Откровения, то есть во Христе, ответ на свои метафизические вопросы, это уже второе, и здесь есть также много аргументов в пользу утвердительного ответа. Теология не работает как математика, но она всё же работает, пусть и иначе — на том уровне, который соответствует трансцендентальной, постоянно превышающей достигнутые горизонты, природе человека. Я не думаю, что надо упираться в то, что теология не математика и требовать от всех видов разумного рассуждения одинаковой строгости, присущей математики или логике. Подход неопозитивистов практически всеми уже давно осознан как грубый редукционизм.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded