Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

«Идиот» (1951, режиссёр Акира Куросава)

Как и во многих фильмах Куросавы, здесь снялся эскпрессивный  Тосиро Мифуне (в роли Рогожина, то бишь Окамы). В других ролях Сецуко Хара (Настасья Филипповна, в японской версии Таеко Насу), Масаюки Мори (японский князь Мышкин, Камеда), Йошико Куга (Айяко, по нашему оригиналу Аглая) Чиеко  Хагашияма (мать Айяко) и выдающийся актёр Такаши Шимура (отец Айко).
 
Один из величайших фильмов в истории кино, хотя назвать это экранизацией романа Достоевского можно только с оговорками. И дело не только в том, что порядок событий изменён Куросавой (это и понятно, ведь у Достоевского события так спрессованы во времени, что даже сюжет выглядит неправдоподобным), и даже не в том, что Япония середины XX века это совсем другая страна, чем Россия середины XIX. Да, другая культура, другие социальные отношения (тут даже отсутствуют любые сословные категории типа "князя"). Но обращает на себя внимание и отличие в глубинной мысли Достоеского и Куросавы. Мысль Достоевского христианская, он и князя своего в дневниках называл "князь Христос", у Куросавы же в фильме ничего серьёзного  о Боге нет. Это фильм о добром человеке, который понимает других, жалеет их, но в Бога не верит. Наверное, "анонимный христианин".
Одно место из романа очень хорошо показывает отличие версии Куросавы от оригинала Достоевского. У Куросавы Окама спрашивает Камеду: "А вы в Бога верите?" На что японский Мышкин застенчиво отвечает: "да так... не особенно..."
А что у Достоевского? Процитирую маленький кусочек:

А что, Лев Николаич, давно я хотел тебя спросить, веруешь ты в Бога иль нет? - вдруг заговорил опять Рогожин, пройдя несколько шагов.
- Как ты странно спрашиваешь и... глядишь? - заметил князь невольно.
- А на эту картину я люблю смотреть, - пробормотал, помолчав, Рогожин, точно опять забыв свой вопрос.
- На эту картину! - вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, - на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
- Пропадает и то, - неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

Что там дальше в их разговоре было, цитировать не буду, предлагаю прочитать самостоятельно. Но скажу сразу только, что совсем не то, что у Куросавы. 
И тем не менее, фильм выдающийся. Смотрится на одном дыхании. Великолепная актёрская игра, мощная режиссура, смотришь сцену и думаешь: "подольше бы", а когда она заканчивается, становится жаль, что так быстро. И надо ещё сказать, что изначально в фильме было 425 минут (вот это да!). Правда, варвары с киностудии посчитали, что это слишком много и урезали фильм до 246 минут. Куросава сказал после этого: "лучше бы они резали тогда уже не поперёк плёнки, а вдоль!" Особо ужасно, что отрезанную плёнку сожгли. Что тут скажешь... Ещё раз это доказывает, что Япония это всего лишь культурная провинция Китая. Фильм Куросавы "Идиот" японские критики назвали неудачным, да и вообще Куросава у них был не очень в почёте, считался европейским режиссёром. А ведь вершина японского кино...
Кадры из фильма:
 
Tags: Достоевский, Куросава, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments