alexander_konev

Category:

О Владимире Лосском

Владимир Лосский неоднократно критиковал метод аналогии, считая его отходом латинского богословия от мистического метода апофатики (авторитетным учителем которого указывается псевдо-Дионисий). Лосский признавал, тем не менее, «правильный» апофатический подход за некоторыми латинскими теологами, такими как Иоганн Скот Эриугена.  По Лосскому, апофатический путь выше аналогического, поскольку позволяет достичь мистического единения с Богом. Однако, Лосский не ограничивает своё богословие апофатикой псевдо-Дионисия, и включает в качестве важного элемента теологию Григория Паламы, вместе с тезисом о реальном различии сущности и энергии в Боге. По этому поводу Жан-Поль Лиеджи[1] замечает, что именно в этом пункте Лосский отходит от чистой апофатики с её динамическим напряжением между «да» и «нет», и пытается сделать то же, в чём упрекает Фому Аквинского: а именно, осуществить рациональный синтез, которого не было в Corpus Areopagiticum. Решение в пользу нетварных энергий устраняет антиномию, характерную для псевдо-Дионисия. По мнению П. Проспери, такого рода решение подрывает основное достоинство апофатики: осознание интеллектом собственной слабости, в результате которого происходит мощное устремление души к Богу во мраке незнания[2].

    

[1] См. Jean Paul Lieggi, Teologia trinitaria, Bologna: EDB, 2019, pp. 50–54

[2] См. P. Prosperi, Al di là della parola. Apofatismo e personalismo nel pensiero di Vladimir Lossky, Città Nuova: Roma 2014, p. 12.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded