Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

К вопросу о созерцании Бога (согласно учению Фомы Аквинского)

 Хотя критики часто повторяют, что в системе Аквината обожение сведено к чисто интеллектуальной встрече с Богом, надо возразить, что Фома подчёркивает значение любви, которая направляется к познанию Бога и определяет степень этого познания. Интеллект и воля действуют вместе, и Фома менее всего склонен считать, что освящение в этой жизни — нечто отдельное от спасительного завершения и исполнения (consummatio) в жизни будущей. В то же время, поскольку высшим блаженством для человека может быть лишь реализация его высочайшей способности, каковой является деятельность интеллекта, то без возможности созерцать Бога интеллектом человек никогда не достиг бы блаженства, но это противоречит вере (ST Iª q. 11 a. 1 resp.). Здесь очень важно эпистемологическое утверждение Фомы о том, что подлинно знать что-то — значит, уподобиться этому. Таким образом, Бог является и целью и средством достижения этой цели, causa efficiens et causa finalis (ST Iª q. 12 a. 2 resp.; Iª q. 12 a. 9 resp).
Фома пишет, что ни один сотворённый интеллект не способен познать само-субсистирующего бытия, поскольку ни одно творение не является своим собственным бытием, ведь оно имеет бытие лишь по причастности. Если способ бытия познаваемого превышает способ бытия познающего, то природа познающего не способна познать это (ST Iª q. 12 a. 4 resp.). Итак, сама сущность Бога должна стать интеллигибельной формой интеллекта, созерцающего эту сущность (ST Iª q. 12 a. 5 resp.). При этом целостность познающего интеллекта не нарушается, поскольку познание Бога становится возможно благодаря союзу благодати. Может показаться, что здесь нарушается граница между тварным и нетварным. Предвидя это возражение, Аквинат отвечает, что свет славы делает человека обоженным (deiformis):
… dispositio ad formam ignis non potest esse naturalis nisi habenti formam ignis. Unde lumen gloriae non potest esse naturale creaturae, nisi creatura esset naturae divinae, quod est impossibile. Per hoc enim lumen fit creatura rationalis deiformis, ut dictum est.
Чтобы избежать слишком сильного понимания этого обожения, Фома во-первых, подчёркивает значение благодати, а во-вторых, проводит различие между полным постижением (comprehensio) и познанием менее совершенным, чем-то ограниченным. Полное постижение божественной сущности для сотворённого разума невозможно по причине того, что сотворённый разум не бесконечен. Кроме того, хотя познавая посредством света славы сотворённые вещи, мы познаём их так же, как Бог их знает, созерцание божественной сущности не даёт нам божественного всеведения. Мы не можем познать Бога в той же степени, в какой Он знает сам себя — по причине ограниченности нашей природы.
Tags: Уильямс, Фома Аквинский, теозис, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments