Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Дитрих Бонхёффер, отрывок из книги «Жить вместе»

Исключительно по своей благодати Бог не позволит нам жить в мире мечты даже в течение краткого отрезка времени. Он не оставляет нас на произвол восторженных переживаний и возвышенных настроениях, которое охватывает нас подобно грезам. Бог есть не Бог эмоций, а Бог истины. Только тот опыт общения, который сталкивается с разочарованием со всеми его неприятностями и неприглядными моментами, начинает становиться тем, чем он должен быть в Божьих очах, и начинает различать в вере то обетование, которое дано. Чем быстрее наступит это разочарование и связанное с ним потрясение — как в случае отдельного человека, так и в случае общины — тем лучше и для человека и для общины. Община, которая не может вынести и пережить такой кризис, которая настаивает на сохранении иллюзий христианского общения, рано или поздно распадается. Любая человеческая мечта, привнесенная в христианскую общину, представляет собой угрозу, для сохранения подлинной общины; для того, чтобы община выжила, эта мечта должна быть устранена. Тот, кто любит свою мечту об общине более, чем реальную христианскую общину, способствует разрушению общины, даже если его намерения честны, серьезны и жертвенны.


[Spoiler (click to open)]

Бог ненавидит нереальные мечты, которые делают человека горделивым и высокомерным. Человек, предающийся мечтам об идеальной общине в соответствии со своим пониманием, требует, чтобы эти мечты были исполнены Богом, другими людьми и самим собой. Он приходит в христианскую общину со своими требованиями, он устанавливает свои собственные законы, в соответствии с которыми он судит своих братьев и Самого Бога. Он является непреклонным живым упреком для всех остальных братьев общины. Он действует так, как если бы он был создателем христианской общины, как если бы его мечта объединяла людей. Если дела идут не так, как он хочет, он говорит о провале своих усилий. Когда идеальная картина, которую он создал в своем воображении, разрушается, он считает, что община погибает. И тогда он становится сначала обвинителем своих братьев, затем обвинителем Бога и, наконец, отчаявшимся обвинителем самого себя.

Поскольку Бог заложил одно единственное основание для нашего общения и объединил всех христиан в одном Теле — в Иисусе Христе — задолго до того, как мы начали участвовать в совместной христианской жизни, мы должны входить в эту совместную жизнь не как требовательные просители, а как благодарные получатели дара общения. Мы должны благодарить Бога за все то, что Он совершил и совершает для нас. Мы благодарим Бога за то, что Он дарует нам братьев, которые живут по Его призыву, Его прощением и Его обетованием. Мы не жалуемся, Бог не дает нам чего-то, но мы благодарим Бога за то, что Он дает нам каждый день. Разве нам недостаточно того, что нам дано: наших братьев, которые будут с нами в борьбе с грехом и нуждой в благословении Его благодати? Разве божественный дар христианского общения меньше, чем сегодняшний или любой другой день или самый трудный и горестный день? Даже тогда, когда жизнь в общении с другими христианами отягощена грехом и непониманием, разве не является грешный брат по-прежнему братом, с которым я тоже стою под Словом Христа? Разве не является его грех постоянным предлогом для того, чтобы я воздавал благодарение Богу за то, что мы оба можем жить во всепрощающей любви Бога в Иисусе Христе? Даже тот час, когда я испытываю разочарование в своем брате, является неизмеримо благотворным, потому что он предельно ясно учит меня тому, что никто из нас никогда не может жить по своему слову и своими делами, а только по тому единственному Слову и Деянию, которые связывают нас друг с другом, это — прощение грехов в Иисусе Христе.

Когда на рассвете исчезает утренний туман грез, наступает ясный день христианского общения.

В христианской общине благодарность представляет собой то же самое, что и благодарность в любой другой сфере христианской жизни. Только тот, кто благодарит за малое, получает и большое. Мы лишаем Бога возможности давать нам великие духовные дары, которые есть у Него для нас, потому что мы не благодарим Его за каждодневные дары. Мы думаем, что мы не должны удовлетворяться малой толикой духовного знания, опыта и любви, которые нам даны, что мы должны постоянно и с нетерпением ждать наивысшего блага. Впоследствии мы сожалеем о том, что у нас нет той твердой уверенности, той сильной веры и богатого опыта, которыми Бог наделил других, и мы думаем, что это наше жалобное причитание есть признак благочестия. Мы просим у Бога в молитве нечто грандиозное, но забываем благодарить Его за обычные небольшие (а на самом деле не такие уж небольшие) дары. Как может Бог наделить большими дарами того, кто без благодарности принимает от Него малые дары? Если мы не благодарим Бога ежедневно за то христианское окружение, в которое Он поместил нас (даже если в нем отсутствует большой опыт и возможность получения благ, а есть только недостатки, слабая вера и трудные проблемы), а только жалуемся Ему, что все так плохо и незначительно и совсем не похоже на то, чего мы ожидали, то мы препятствуем Богу в том, чтобы Он позволил нашему христианскому общению развиваться в соответствии с той мерой и благом, которые даны всем нам в Иисусе Христе.


Tags: теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments