Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Bernard Lonergan: “The Subject”

В своей небольшой по объёму работе «Субъект», вышедшей в 1968 году, Лонерган даёт краткое описание своего понимания познающего и действующего субъекта.  Здесь ключевыми для понимания являются причастия «познающий и действующий», поскольку вопрос о методе, описывающем человеческое познание и действие, был для Лонергана главной задачей, над которой он работал всю жизнь.
Как и у Ранера, субъект Лонергана обнаруживает себя в процессе познания, но если в работе Ранера «Дух в мире», написанной в 1939 году, мы видим более статичную и более традиционно-томистскую картину  познания, где субъект обнаруживает себя в акте познания иного через осознание своей инаковости от познаваемого объекта, то у Лонергана процесс познания разбит на 4 стадии, в которых обнаруживается «экзистенциальный субъект». В обоих случаях богословы, принадлежащие к томистской традиции, исходят из фундаментального тезиса Аквината, что человек как обладающее сознанием бытие обнаруживает себя через возвращение к себе, «reditio ad seipsum» — для которого сначала требуется обращение к фантазмам, поскольку человек, в отличие от ангела, не имеет интеллектуальной интуиции. Поэтому усмотреть свою душу непосредственно, простым обращением интеллекта к ней, — невозможно.
Но если у Ранера в одном акте понимания «фантазма» обнаруживается также и субъект, и (имплицитно) бытие как таковое, то Лонерган в разделе «Экзистенциальный субъект», разделивший процесс познания на 4 этапа (восприятие, понимание, суждение и моральное решение), и заинтересованный не в статичном описании ситуации, «как всё устроено», но в рецепте действия, говорит, что «человеческий субъект сам делает себя тем, чем он должен быть». Исходя из уровней сознания, Лонерган говорит о том, что «экзистенциальный субъект» венчает собой пирамиду, соответствующую его структуре познания, в которой «понимающий субъект» снимает в гегелевском смысле «воспринимающего субъекта», затем его снимает «рациональный субъект», а завершает гегелевский процесс присваивающего снятия «экзистенциальный субъект».
Tags: Карл Ранер, Лонерган, Фома Аквинский, гносеология, субъект, томизм, трансцендентальный томизм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments