Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Aufhebung у Ранера и Лонергана.

Термином "снятие" переводят термин Aufhebung из философии Гегеля. Этот термин используют и Ранер, и Лонерган, но в разных контекстах. У Ранера снятие, которое переводят на итальянский как superamento, означает то, что богословие является более высоким уровнем познания в сравнении с философией -- философия предоставляет понимание "условий для возможности" Откровения и богословия Откровения в частности. В этом смысле итальянский перевод интуитивно более понятен, чем русский, потому что русское слово "снятие" по бытовому употреблению предполагает скорее отмену, а у Гегеля и Ранера это всё-таки включение в более высокий синтез, без упразднения, но с наделением более высоким смыслом. То есть скорее superamento, чем "снятие".
У Лонергана тот же гегелевский термин "снятие" (на английский переводится как sublation) используется для описания динамики познания и дальнейшей трансценденции человека. В системе Лонергана процесс трансцендирования включает стадию интенциональную (три уровня познания), и стадию моральную (уровень действия и самоопределения). Поздний Лонерган включает ещё пятый уровень, религиозный, то есть уровень благодати, которая тоже не упраздняет, но совершенствует природу в полном соответсвии с тезисом Аквината gratia non tollit naturam sed perficit. Говоря о "снятии" у Лонергана, надо учитывать, что каждый новый уровень познания соответствует более высокому уровню бытия. Как выражается Лоенерган, в интроспекции обнаруживается изоморфизм бытия и мышления, метафизики и эпистемологии.
В общем, наша человеческая практика вполне наглядно подтверждает резонность предложенной Лонерганом системы. Например, когда мы входим в лифт, то имеет значение наш вес, как физического тела. При лечении болезней речь идёт о химических реакциях и биологических механизмах. При переходе на уровень общения и действия начинают играть роль психологические характеристики. При моральном поступке включается уровень ценностей. Постановка вопроса о конечных целях требует рассмотрения религиозного и трансценднентного. Это всё один и тот же человек, но включающий разные уровни бытия, что в принципе хорошо было известно ещё Аристотелю, и затем развивалось Фомой в свете теологической постановки вопроса.
Tags: Карл Ранер, Лонерган, антропология, разум и вера, теология, трансцендентальный томизм, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal