Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Вечность во времени

Мольтман в своей книге продолжает размышления о вечности и времени а также о сомнительности противопоставления «осуществлённой эсхатологии» «последующей эсхатологии»:
«Опыт вечности во времени есть не что иное, как глубинное измерение настоящего, так как существующее в человеческом духе настоящее посредством воспоминаний и ожиданий устанавливает относительную одновременность прошлого и будущего. Если это происходит в собственно настоящем, то оно имело место и в прошедшем настоящем и может охватить собой и сферу будущего настоящего. Историческое настоящее всегда создает наличное прошедшее и будущее. Поэтому пребывающее в уме настоящее придает вечности статус наличного бытия, располагающегося между прошлым и будущим. Вечность остается связанной со временем до тех пор, пока продолжается «сегодня». Это присутствие вечности в историческом моменте является не вечностью «полностью иного» Бога, но аналогичной, относительной, сопричастной вечностью его образа на земле.
Временная концепция вечности состоит не только в одновременности прошлого и будущего в историческом настоящем, но и в восприятии прошлого и будущего во «тьме прожитого мгновенья». Это восприятие настоящего как kairos, но не как chronos. Kairos — «надлежащее время», «благоприятная возможность», «единственный шанс». Согласно кайрологическому пониманию времени, «все имеет свое время». Течение времени неоднородно: есть время благоприятное и неблагоприятное. В отличие от хронологического понимания времени, здесь время не однородно.  При таком подходе настоящее возвышается до экстатического опыта настоящего как «осуществленного момента». Данный экстатический опыт настоящего (который также называют мистическим) прерывает историческое течение времени от будущего к прошедшему. При этом исчезают воспоминания и ожидания. Мы всецело пребываем «здесь», забывая о себе самих и о временном характере нашего существования. Вечность во времени является категорией не экстенсивной, но интенсивной жизни. Она есть опыт «осуществленного времени» во всей совокупности прожитой жизни. Если я пребываю «здесь» полностью, я отдаю себя полностью, опустошаю себя полностью, обретаю способность к абсолютному присутствию, ибо ощущаю присутствие вечности. Это опыт, к которому можно применить знаменитое определение Боэция: «Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни».  заместить друг друга.
… Если эсхатологическое «новое творение всех вещей» сопряжено с преодолением  преходящего непреходящим, то следствием его является конец времени, то есть конец исторического, необратимого времени chronos. Но вместе с тем ему сопутствует и «осуществление времени», которое есть  завершение kairos и присутствие вечности во времени.»
Tags: Мольтман, теология, эсхатология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments