Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Проблемы герменевтики

В 70-е годы теологи, серьёзно занимавшиеся богословской герменевтикой, и воспринявшие тезис о том, что интерпретация всегда входит в опыт и потому не может быть «чистого» опыта, который не включал бы интерпретацию, обратили более пристальное внимание на язык веры. Поскольку христианское откровение представляет собой спасительное деяние Бога, пережитое в опыте и выраженное в языке, то оказывается, что язык, будучи событием исторически детерминированным, в то же самое время является частью откровения. Следовательно, откровение не может быть выделено в «чистом» виде, вне зависимости от тех или иных культурных форм. Таким образом, писали эти теологи, мы всегда имеем доступ к истине только в некоторой исторической перспективе — и, хотя истина абсолютна сама по себе, мы не обладаем ею абсолютным образом, но всегда лишь в некоторой исторической перспективе, а значит, наше знание истины всегда относительно.
Я полагаю, что такой перспективизм некорректно называть релятивизмом, как то некоторые делают, потому что основной метанарратив абсолютной истины здесь не устранён, и обусловленность, а также неполнота процесса нашего познания ни в коем случае не синонимична принципиальному отрицанию предмета познания.
И я не думаю даже, чтобы подходов к такому пониманию не было в богословских интуициях предшествующей традиции, если учесть позицию Аквината по поводу языка аналогии, и конечно, учение IV Латеранского Собора о том, что «между Творцом и творением нельзя указать такого сходства, чтобы при этом между ними не отметить еще большее несходство».
Конечно, Латеранский Собор 1215 года исходил только из принципов метафизики и из трансцендентности Бога, он не занимался культурологическими исследованиями или вопросами философской герменевтики. Но осознание относительности и ограниченности человеческого языка — это уже полпути к критике классической культуры с её претензией на абсолютную нормативность, а также к историко-критическим методам библейских исследований.
Tags: герменевтика, культура, теология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments