Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Рене Жирар, «Критика из подполья»

В этой книге Рене Жирар, как можно догадаться, говорит о миметическом кризисе. У меня складывается такое впечатление, что он слишком многое хочет объяснить мимезисом. Когда он критикует фрейдову теорию эдипова комплекса, и показывает, что этот комплекс является лишь частным случаем миметической «триангуляции», то достаточно убедителен. Однако, если сводить всю мотивацию человеческих конфликтов к миметической составляющей, то остаётся вопрос о «природных» предпосылках этих конфликтов. Именно потому, что человек не является «чистым духом», его мотивация в принципе не может зависеть только от социального и приобретённого. Очевидно, что желания человека в не меньшей мере зависят от его «биологии», а этот момент у Жирара всё время остаётся в тени, равно как и вопрос о «собственных» желаниях: ведь нельзя сказать, что вообще все желания заимствованы, потому что очевидным образом должны быть «первые желания» в каждой миметической цепочке.
Другой вопрос, который вызывает у меня книга, как и другие работы Жирара о ритуале жертвоприношения — это слишком редукционистское сведение любого обряда к актуализации темы «козла отпущения». В первую очередь потому, что такой подход почти не оставляет места для жертвы как высшего проявления любви и солидарности и собственно человеческой жертвенности: кажется, что такая оптика Жирара делает любого мученика «пассивной жертвой». У меня появилось такое ощущение, что, хотя Жирар, несомненно, формулирует очень сильную антропологическую тему, он, тем не менее, часто уподобляется критикуемому им Фрейду в своём стремлении «повесить всё на один гвоздь». Но только не на эдипов комплекс, а на миметический конфликт.
Tags: Рене Жирар, антропология, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments