Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

4 - Istruzioni filosofiche per un umanesimo quotidiano (P. Gaetano Picco...


Краткое резюме от Варвары Сливкиной (https://www.facebook.com/varvara.slivkina?fref=nf):

Gaetano Piccolo, S.I. специалист по Ж Маритену и интегральному гуманизму. В его выступление есть три интересных момента: 1) рассуждение о фрагментарности эпохи постмодернизма через прочтение повседневности в логике французского философа Ж.Лиотара; 2) вопрос изменения социального «я» и «текучесть» современности (З.Бауман) (проявление потери внутренней интернализированой нормативной структуры поколением 00-х); и 3) вопрос трансформации времени «логоса» ко времени «патоса», проявляющейся, в частности, в необходимости пространственного выражения аффективного и росте иррациональных, стихийных социальных изменений в истории (революциях, протестах, потоках миграций).
Следуя логике выступления Gaetano Piccolo, S.I., можно сказать, что Ж.Лиотар помещает человека постмодерна в ситуацию фрагментарной множественности социального повествования. По Лиотару новый этап истории характеризуется переходом от сложных смысловых метанарративов к динамичному, выборочному, сиюминутному микронарративу. Микронарратив – это утверждение-лозунг, в котором отсутствует рефлексивная сложность «великих» систем (таких как религия, наука, история, марксизм, психоанализ и т.д.). Сила такого утверждения заключается в том, что оно не требует верефикации, воспринимается как истина и не ставится под сомнение. Поэтому отдельные фрагментарные системы микронарративов легко определяют общественное мнение, влияют на выбор и задают возможные дискурсивные модели обыденного сознания. Такое рассуждение позволяет Gaetano Piccolo, S.I определить современного человека как «человека лозунга», человека ориентированного на микронарратив.
Тема размывания структуры современного общества отсылает Gaetano Piccolo, S.I к социальной рефлексии З Баумана. Бауман предлагает «приватизированную» версию современности, в которой больше не существует границы между публичным и приватным, и, более того, с разрушением индивидуального «я» человека происходит изменение в «я» социальном (утрата идентичности). Gaetano Piccolo, S.I.,в частности, приводит два бауманских примера. Пример «конфессионала»: исторически «конфессионал» – это место исповеди, признанное и отделенное от публичного пространства; «конфессионалом» же сегодня становится пространство публичное, в котором человек говорит открыто и, зачастую, «насильственно» о своей частной жизни (происходит разрушение границы, задающей идентичность, границы между частным и публичным). Второй пример, позволяющий прочесть современность – «общество-казино». Для Баумана «общество-казино» - это общество, в котором совершается забвение памяти: «Мы живем, как выразился Джердж Стайнер, в «культуре-казино», и в этом казино всегда наготове клич: rien ne va plus (ставки сделаны), который устанавливает долгожданный предел промедлению; если действие должно быть вознаграждено, то награда мгновенна».
Прекрасная иллюстрация сказанному - «Великая Красота» П. Соррентино – фильм, в котором сложно найти единую связывающую линию повествования. Мы смотрим картину и воспринимаем ее как серию зарисовок или кадров, несвязанных друг с другом. Можем предположить, что в этом был замысел художника: показать жизнь человека, как некую серию кадров, бессмысленно чередующихся эпизодов, лозунгов. В то же время, как замечает Gaetano Piccolo, S.I., повествование Соррентино не становится трагедией человека. Мы видим, что утрата смысла очевидна, но, вместе с тем, она не приводит героя к ситуации невыносимой боли, а лишь ставит его перед дверью кабинета эстетической хирургии.

см.
https://www.facebook.com/varvara.slivkina/posts/1303670706361530
Tags: антропология, культура, философия
Subscribe

  • Мессианский зов слабой теологии

    Деррида, как нам объясняют, правильно сделал, что выступил против бинарных оппозиций. Не надо, стало быть, нам ставить на «хорошее» против…

  • Современное богословие в России

    Очередная встреча «маргинальных» с точки зрения мэйнстрима оппонентов, представляющих позиции соответственно теоэстетики и «слабой теологии». В…

  • Метафизическая теология Бальтазара

    Ганс Урс фон Бальтазар. «Опыт краткого изложения моей мысли» | Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика» Люди,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments