Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Categories:

Наука и религия

Исследуя происхождение распространённого убеждения в том, что религия и наука противоречат друг другу, Б. Грегори возводит начало его распространения к XVII-XVIII векам, соответственно к Спинозе и Юму, как видным представителям континентального рационализма и британского эмпиризма. В системе Спинозы пантеистическое понятие о Боге как о “Deus sive substantia” исключало возможность нарушения единого закона, и потому Спиноза отвергал возможность чудес как противоречащую концепции Бога. Поскольку для религиозного сознания характерна вера в Бога, вмешивающегося в жизнь людей при помощи чудес, нарушающих обычный ход вещей, то система Спинозы оказывается благодаря своему априори противником религиозного сознания.
Что касается Юма, то его вера в то, что чудес не бывает, строится на неполной индукции. Его аргументация апеллирует к повседневному проверяемому опыту, которого недостаточно для строгого исключения возможности чудес. Те чудеса, о которых сообщают верующие, отвергаются Юмом именно потому, что его система, в целом эмпирическая, имеет свои априори. Отрицание возможности чудес — одно из них.
На примерах Юма и Спинозы мы можем видеть, что мнимое противостояние религии и науки на самом деле является противостоянием религии и сциентизма, то есть определённого философского априори.
Tags: Брэд Грегори, история, секуляризация, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal