Александр Конев (alexander_konev) wrote,
Александр Конев
alexander_konev

Category:

Герменевтика Реформации

Помимо провозглашения принципа “Sola Scriptura” и тезиса о том, что Писание, будучи кристально ясным, интерпретирует само себя (sui ipsius interpres), Мартин Лютер внёс ещё несколько новшеств в библейскую герменевтику: в частности, отказался от средневековой теории о четырёх смыслах Писания (Littera gesta docet, quid credas allegoria, moralis quid agas, quo tendas anagogia), особенно возражая против аллегорических толкований. Сам по себе буквальный смысл несёт в себе духовный смысл, поэтому нет необходимости искать смыслы за пределами буквального.
Думается, что хотя традиция использования аллегорического смысла засвидетельствована уже в самой Библии (особенно в Новом завете), всё же поиск этого смысла даёт слишком много свободы для фантазии истолкователя. Александрийская традиция хорошо показала, какой безбрежный океан возможностей открывают ссылки на аллегорическое значение библейских текстов.
Но вопрос о прозрачности буквального смысла оказался не таким простым, как ожидалось. Не говоря уже о так называемых ambigua, трудных местах Библии, даже не самые сложные тексты, как быстро выяснилось, допускают много конкурирующих интерпретаций. Истолкование текстов Библии самими реформаторами оказалось нередко взаимоисключающим. Лютер, Кальвин, Цвингли, Буцер — все заявляли о праве на верное толкование, отвергая конкурирующие. Принцип, говорящий, что Писание толкуется с помощью того же Духа, в котором было написано, был известен очень давно. Однако применять его как герменевтический критерий, дающий предсказуемые результаты, оказалось непросто, потому что каждый интерпретатор утверждал, что именно он толкует Писание в Святом Духе.  Цвингли ссылался на свой личный опыт как на гарантию верности своей герменевтики, а Лютер писал: «остерегайтесь Цвингли и его сочинений, ибо он находится под властью Сатаны».
Уже Тридентский Собор обратил внимание на расхождения в истолкованиях реформаторов, заявив, что однозначность смысла самого по себе Писания является ложной и абсурдной идеей, и что без критерия Традиции достоверный смысл библейского текста установить невозможно. Надо сказать, что протестантские авторы не оставили этот аргумент без внимания, и в последующие несколько столетий христиане-протестанты немало поработали над выработкой принципов новой научной дисциплины: герменевтики.
 
Tags: Библия, герменевтика, история Церкви, теология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment